Производительность экскаватора в час таблица. Производительность одноковшовых экскаваторов

Главной землеройно-транспортной машиной в мире является экскаватор. В настоящее время существенно увеличилось производство экскаваторов с обратной лопатой. Как проявление универсальности, многие фирмы начали производство экскаваторов-погрузчиков

Расширение типоразмерного ряда

Экскаваторы работают в основном с погрузкой грунта, каменной породы и руды в автотранспортные средства, поэтому их классификация может быть привязана к грузоподъемности автомобилей-самосвалов. Среди автомобилей-самосвалов можно выделить:

  • автомобили-самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 22-36 т (типа МоАЗ-7505 и БелАЗ-7540 и 7548);
  • автомобили-самосвалы грузоподъемностью 14-20 т (типа КамАЗ-53229, КамАЗ-65111, МАЗ-5516, КрАЗ-65034);
  • автомобили-самосвалы грузоподъемностью 9-13 т (типа КамАЗ-55118, КамАЗ-55111, МАЗ-5551,КрАЗ-6510);
  • автомобили-самосвалы грузоподъемностью 5-8 т (типа ЗИЛ-ММЗ-4508, КамАЗ-55102);
  • автомобили-самосвалы грузоподъемностью 2,5-4 т (типа ЗИЛ-САЗ-1503, ГАЗ-САЗ-3507, ГАЗ-САЗ-4509).

Выбор емкости ковша экскаватора обычно производят по простейшей зависимости - из условия выгрузки в кузов автомобиля-самосвала 4-6 (5) ковшей грунта.

При погрузке разрабатываемого экскаватором грунта в автомобиль-самосвал для реализации производительности экскаватора необходимо, чтобы до отхода одного самосвала уже был готов к приему грунта следующий. Кроме того, определенное снижение производительности экскаватора наблюдается из-за увеличения цикла его работы (включающего время подвода ковша к забою, набора грунта, поворота экскаватора к самосвалу, подвода ковша к самосвалу, разгрузки ковша, поворота экскаватора от самосвала к забою) при выгрузке грунта в кузов самосвала.

Источник фото: сайт

В таблице 1 представлены: зависимость выбора вместимости основного ковша экскаватора от грузоподъемности и вместимости автомобиля-самосвала, длительность цикла экскаватора и рекомендуемая расчетная производительность. Фактически, как будет показано дальше, каждый типоразмер экскаватора имеет не один, а несколько сменных ковшей различной вместимости (емкости с шапкой) для разработки и погрузки материалов различного объемного веса.

Таблица 1

Грузоподъемность/ вместимость автомобиля-самосвала, т/м 3 Вместимость основного ковша экскаватора, м 3 Производственно-технологические параметры экскаваторов

Длительность цикла работы, сек/мин

22-36/14-24 2,5-4,0 1 5-40 (30)70,25-0,7 (0,5)* 330-480
14-20/9-13 1,8-2,4 15-35 (25)*/0,25-0,6 (0,41)* 280-330
9-13/6-8 1,2-1,6 15-25 (20)*/0,25-0,4 (0,33)* 220-280
5-8/3-5 0,6-1,0 12-20 (16) "70,2-0,35 (0,26)* 140-220
2,5-4/1,7-2,7 0,2-0,5 10-18 (14)*/0,17-0,30 (0,23)* 50-130
0,01-0,15 10-18 (14)*/0,17-0,3 (0,23)* 2,5-25

* средняя длительность цикла, принятая для расчета производительности

Отдельной графой выделены мини-экскаваторы с ковшом вместимостью менее 0,2 м 3 (от 0,01 до 0,15 M3), применяемые для прокладки коммуникаций.

В таблицу не попали экскаваторы с емкостью ковша более 4 м 3 которые используются в основном на разработке и погрузке скальной породы и руд и к которым относятся почти все экскаваторы с ковшом - прямая лопата.

В таблице 2 представлена номенклатура экскаваторов на гусеничном и колесном ходу с ковшом вместимостью от 0,2 до 4,0 м 3 основных мировых и отечественных производителей. В таблице 3 представлена номенклатура мини-экскаваторов (компакт-экскаваторов) с ковшом вместимостью менее 0,2 м 3 основных мировых производителей; в России и странах СНГ мини-экскаваторы не выпускаются.

Экскаваторам на базе пневмоколесных тракторов (включая экскаваторы-погрузчики), пользующимся сегодня во всем мире повышенным спросом, будет посвящена отдельная статья.


Источник фото: сайт

Данные таблиц 2 и 3 показывают, что ведущие мировые производители экскаваторов уделяют большое внимание расширению типоразмерного ряда и номенклатуры этих машин, т.е. основной тенденции развития строительной техники в условиях рыночной экономики. Производители экскаваторов России и стран СНГ пока по этому показателю значительно уступают. Следует отметить только достаточно широкий ряд моделей экскаваторов Тверского ЭЗ.

Также различные наибольшие значения имеют глубина копания, радиус копания и высота выгрузки, которые определяются длиной стрелы и рукояти. Так, например, на колесных экскаваторах М312 -М320 фирмы "Caterpillar" применяются стрелы: моноблочная и с бесступенчатой регулировкой длины, и рукояти: короткая, средняя, среднедлин-ная, длинная и сверхдлинная, т.е. длиной от 1,6 до 3,0 м.

Таблица 2. Номенклатура мини-экскаваторов на гусеничном ходу

Производитель Индексы (марки) машин с двигателями мощностью, кВт Количество моделей
3-4 5-7 8-12 13-16 17-22 23-30 31-40 более 40
Komatsu PC01-1, PC02-1 PC03-2 PC12R-8, PC15MRX-1 PC20MRX PC27R-8, PC30MRX, PC35R-8 PC40MRX-1, PC45R-8, PC45MRX-1, PC58US PC60-7 PC75R-2, PC78US 15
Hitachi EX8 EX17 EX27 EX30, EX35 5
О&К RH1.17 RH1.29 RH1.35 RH1.48 4
Caterpillar 301.5, 301.6, 301.8 302.5 303CR, 303.5 304.5 305CR 8
Case CX23 CX15, CX16 CX28 CX31, CX35 CX50 7
JCB 8015, 8017, 8018 802, 803, 804 6
Volvo EC14, EC15, EC20 EC25, EC30, EC35 EC45 EC55 EC70 9
Daewoo Solar01-5 Solar030 Solar035 Solar55 4
Bobcat Europe 320, 322 325, 328 331, 331E, 334 337, 341 9
Gehl MB138, MB148 2

Разнообразие рабочего оборудования - залог многофункциональности

Третья тенденция развития экскаваторов - многофункциональность техники. Кроме ковшей различной вместимости, современные экскаваторы имеют и другое рабочее оборудование.

Экскаваторы фирмы "Komatsu" имеют сменное рабочее оборудование:

  • ковши различной вместимости;
  • вращающиеся ударные головки;
  • виброуплотнители;
  • гидравлические молоты;
  • клещи для разрушения бетонных конструкций;
  • ножницы для разрушения металлоконструкций.

Экскаваторы фирмы "Caterpillar" имеют:

  • блок быстрой смены рабочего оборудования;
  • ковши общего назначения, скальные и опрокидные, с прижимом;
  • грейферы для строительных работ, клещи для дробления и сноса строений, для мусора и другие;
  • механические навесные ножницы;
  • гидромолоты;
  • виброплиты;
  • бетонолом;
  • бетоноизмельчители;
  • бурильный молоток и шнеко-вый бур;
  • механический распылитель.

Экскаваторы фирмы "Hitachi" имеют сменное рабочее оборудование:

  • ковши различной вместимости;
  • грейферы двух типов;
  • клещи для разрушения бетона;
  • ножницы для резки металла;
  • измельчитель кусковых материалов: камня, бетона;
  • разрушитель дорожного асфальтобетонного покрытия;
  • магнитный подъемник металлолома;
  • вильчатый и другие захваты;
  • захват для металлолома;
  • шнековый бур;
  • свайный копер;
  • захваты для лесоматериалов.

Экскаваторы фирмы "Case" имеют сменное рабочее оборудование:

  • 6 типов ковшей;
  • 8 типов грейферов.

Экскаваторы фирмы "Unex" имеют сменное рабочее оборудование:

  • ковши 7 типов;
  • рыхлительный зуб;
  • трамбующее оборудование;
  • гидромолот;
  • магнит;
  • грейферы 6 типов;
  • крюк.

Указанное оборудование обеспечивает выполнение большого перечня земляных, погрузочных, строительных, конструкционных и ремонтных работ в промышленном, химическом, дорожном, мелиоративном и других видах строительства.

Обновление классических экскаваторов

Классические экскаваторы и сегодня остаются группой строительных машин, которая постоянно развивается. Практически все ведущие фирмы-производители экскаваторов ежегодно предлагают на рынке новые модельные ряды и новинки техники.


Источник фото: сайт

Komatsu с 2002 г. предлагает новую "7" серию экскаваторов, имеющих повышенную производительность, надежность, долговечность и сниженный эксплуатационный расход. Эти машины имеют более мощные двигатели, более высокие усилия резания и быстродействия рабочего оборудования, повышенную прочность стрелы и рукояти, облегченный запуск двигателя за счет введения подогревателя, мощного стартера и аккумулятора большей емкости. Уменьшена вибрация пола кабины, введено повышенное давление воздуха в кабине для препятствования попаданию пыли; введена новая система диагностики узлов машины и система охраны от угона.

Case предлагает с 2001 г. новый модельный ряд гусеничных экскаваторов (13 моделей), являющийся результатом сотрудничества с фирмой "Sumitomo" (Япония). Новый модельный ряд характеризуется:

  • электронным управлением двигателя, оптимизирующим мощность, снижающим расход топлива на 20-30%, повышающим экономичность и рентабельность эксплуатации, снижающим выброс вредных веществ в выхлопных газах;
  • новой системой фильтрации масла в гидросистеме, обеспечивающей очистку масла от частиц размером до 1 мк и увеличивающей длительность работы масла в гидросистеме до 5000 ч;
  • увеличением длительности работы масла в двигателе до 500ч;
  • кабиной оператора, обеспечивающей высокий уровень комфорта;
  • применением универсальной сцепки для рабочего оборудования.

Колесные экскаваторы фирмы "Case" (WX90 и WX120) имеют наивысшую в данном классе маневренность (до 30 км/ч), привод на передние колеса, на обе оси и крабовый ход. Применение тихоходных двигателей со сдвоенной мощностью позволяет работать на меньшей мощности на режимах холостого хода и малых загрузках, что уменьшает шум и расход топлива.


Источник фото: сайт

Caterpillar в 2002 г. предложил новую серию экскаваторов "С" (320С, 325 CL, ЗЗОС, М312С, М315С и др.). Новые модели поставляются с прямой стрелой плавно-изменяемой длины, со стрелой ступенчато-изменяемой длины, с удлиненной стрелой и рукоятью. Машины серии "С" по сравнению с экскаваторами серии "В" имеют: на 6% меньшую длительность рабочего цикла благодаря увеличению мощности двигателя на 5-10% и увеличению на 10-15% гидропотока в гидросистеме привода рабочего оборудования. Это обеспечивает, в конечном итоге, увеличение производительности на 5-15%. Улучшена обзорность в кабине оператора, упрощено управление и обеспечено более эргономичное расположение джойстиков управления. Увеличено пространство для ног оператора, установлено настраиваемое (по параметрам человека) подрессоренное кресло оператора. Введен климатический контроль воздуха в кабине.

На машинах применены 6-цилиндровые дизельные двигатели с электронной системой впрыска и турбонаддувом. Эти двигатели имеют большую надежность, малую потребность в ТО, экологичны, экономны благодаря снижению оборотов в режимах холостого хода и при снижении нагрузки.

Hitachi переходит на выпуск экскаваторов новой серии "ZX" (ZAXIS). Серия характеризуется по сравнению с машинами ЕХ:

  • большей скоростью передвижения и поворота за счет использования трехнасосной гидросистемы;
  • комфортабельной кабиной с автоматической системой кондиционирования;
  • увеличенной долговечностью шарниров ковша, лучшей смазкой и стойкой окраской;
  • меньшей трудоемкостью ТО, более редкой необходимостью смазки и смены масла.

Volvo приступила к выпуску экскаваторов новой серии "В", имеющих:

  • новые 6-цилиндровые дизели с турбонадувом;
  • гидросистему с минимальными усилиями управления и повышенными скоростями движения ковша и поворота, повышающую производительность машин;
  • усовершенствованную кабину, повышающую комфорт и удобство работы оператора за счет снижения шума и вибрации, введения эффективной системы вентиляции, применения эргономичного регулируемого сиденья и удобного рычага управления;
  • систему диагностики узлов машины (Service Contronic);
  • новую электронную систему управления и контроля, включающую компьютер и обеспечивающую высокую точность балансировки мощности двигателя, гидравлики и других систем;
  • ряд решений по повышению долговечности и надежности деталей и узлов машины: хромированные оси, встроенные в гидроцилиндры деленферы.

Daewoo выпустила на рынок новую пятую (V) серию экскаваторов ("Solar"), отличающуюся тем, что:

  • гусеничные модели 290LC-V и 300 LC-V выпускаются также с супердлинной стрелой, увеличивающей глубину копания до 15,45 и 17,44м;
  • колесные модели 170W-V и 200W-V выпускаются с моноблочной стрелой и стрелой с изменяемой геометрией, что увеличивает глубину и радиус копания, высоту выгрузки.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что развитие экскаваторов у различных производителей задевает, в основном, общие направления: повышение производительности и снижение затрат времени на транспортирование, повышение надежности, долговечности и комфортности работы оператора. В итоге больше отдача и меньше затрат.

Таблица 3. Номенклатура экскаваторов на гусеничном и колесном ходу

Производитель Индексы (марки) экскаваторов с ковшом вместимостью, м 3 Общее количество моделей
На гусеничном ходу На колесном ходу
0,2-0,5 м 3 0,6-1,0 м 3 1,2-1,6 м 3 1,8-2,4 м 3 2,5-4,0 м 3 0,2-0,5 м 3 более 0,6 м 3
Komatsu PC100-6, PC110-R1, PC120-6, PC130-6 PC150-6, PC160-6, PC180-6, PC200-7, PC210-7, PC220-7 PC240, PC290, PC300, PC340, PC350 PC380, PC400, PC450 PC600-6, PC750-6, PC800-6, PW75R-2, PW95R-2, PW100-2, PW110R-1 PW130ES-6, PW1/UtS-b, PW210-1, PW200-7, PW220-7 31
Hitachi ZX70, ZX75, ZX80, ZX110, ZX120, ZX130, ZX125,ZX135 ZX160, ZX200, ZX210, ZX225, ZX230 ZX270, ZX330, ZX350, EX345, EX385 ZX450, ZX480 EX550, EX600, EX750, EX800 EX100WD-2, EX125WD EX160WD, EX165 W 28
Liebherr R308, R312 R900, R904, R914, R924 R934, R944 R954B, R964B A308, A310B, A312, A314, A316, A900B A904, A914, A924 19
О&К RH4.5, RH-City, RH-plus, RH5.5, RH6, RH6.5 RH8.5, RH9.5, RH12.5, RH16.5 RH23.5 RH25.5 MHS, MH4.5, MH-City MH-Plus, MH5S, MH5.5, MHS-comp., МН6, MH6.5 21
Atlas 1304LC, 1504LC, 1604LC 1704LC, 1804LC A804M, 1004M, 1104M 1204M, 1302M, 1304M, 1404M, 1504M, 1604M, 1704M 15
Case CX75, CX130, CX135 CX160, CX180, CX210, CX225 CX240, CX290, CX330, CX350 CX460 CX800 WX90, WX120 788P, 988P, 1188P 18
Caterpillar 307В, 312CL 315BL, 317BL, 318BL, 320CL 322CL, 320CL, 330CL 345BL, 365BL 385BL M312, M315C M318C, M322C 16
JCB JZ70 JS130, JS160, JS180, JS200, JS210, JS220 JS240, JS260, JS330 JS460 JS130W, JS145W JS160W, JS175W, JS200W 16
Volvo EC140В EM150, EC160, EC210В EC240B, EC290В EC360В EC460В EW50, EW70, EW140, EB506P EW160, EW170 14
Fiat-Kobelko SK135 SK160-N, SK200SR, SK210, SK235SR SK250LC, SK330LC SK480LC EX125W, EX135W EX165W, EX215W 12
Daewoo Solar130LC-V Solar170LC-V, Solar220LC-V, Solar250LC-V Solar290LC-V, Solar300LC-V, Solar330LC-V, Solar340LC-V Solar400LC-V, Solar420LC-V, Solar450LC-V, Solar470LC-V Solar55W-V, Solar130W-V Solar170W-V, Solar200W-V 16
Hyundai Robex130LC-3 Robex160LC-3, Robex180LC-3, Robex200LC-3, Robex210LC-3 Robex250LC-3, Robex290LC-3, Robex320LC-3 Robex360LC-3, Robex450LC-3 Robex755-3 Robex55W-3, Robex95W-3, Robex130W-3 Robex170W-3, Robex200W-3 16
Unex SR15SL DH28.1, DH441 DH641 DH/EH921 DH12.1M SM15SL, SF15SL 8
Тверской ЭЗ ET14,ET16,ET18 ET25 EK12 EK14,EK18,ЭО-3323A 8
Кранэкс EK270 EU-520(ЭО-5223), EK 400 3
Уралвагонзавод ЭО-51266, 3-30 ЭО-33211 2
Ковровец ЭО-4225А ЭО-4228 ЭО-4326 3
ВЭКС и Тяжэкс ВЭКС 30 L, ЭО-5126 ВЭКС 40 L (ЭО-5225), ЭО-5124, ЭО-5221 ЭО-43211 6
Донецкий экск. ЭО-4112А тросовый 1
Атек ATEK-761 ATEK 881 2
ЭКСКО ЭО-5116-1 тросовый 1

Потребность в услугах спецтехники возникает практически в каждой отрасли хозяйственной деятельности или в частных нуждах. Разовое использование экскаватора не предполагает его покупку, поэтому можно воспользоваться услугами экскаватора, нанятого в аренду. Для расчета стоимости услуг используется показатель производительности экскаватора, которая имеет значение при выборе техники для выполнения определенных работ, учитывая их срочность и объемы.

Что такое производительность экскаватора

Основной функцией экскаватора являются работы, связанные с выработкой грунта, перемещение до места выгрузки и формирование насыпи или выгрузка. Для расчета производительности экскаватора рассчитывается с учетом всех переменных и постоянных показателей в его работе. Производительность экскаватора – это объем и количество работ, которые он может выполнить за установленный временной промежуток.

Полный цикл работы экскаватора заключается в выполнении следующих этапов:

  • опускание ковша;
  • разработка грунта;
  • набор грунта в ковш;
  • подъем нагруженного ковша;
  • поворот с перемещением груза на точку выгрузки;
  • выгрузка грунта;
  • возвращение ковша на исходную позицию для дальнейшей работы.

Экскаватор может выполнять и другие виды работ, но основная суть цикла сохраняется.

Для более детального расчета производительности учитывается множество переменных показателей, на основе которых составляются формулы. При вычислении производительности экскаватора учитываются следующие переменные показатели и характеристики:

  • объем ковша;
  • количество циклов за промежуток времени;
  • коэффициент разрыхления грунта;
  • коэффициент размера разработки;
  • коэффициент эксплуатации машины.

Продолжительность одного полного цикла работ экскаватора занимает несколько секунд. При расчете производительности выполняется расчет количества циклов в час. Итоговый результат выражается в м3/час, что является стандартом при расчете производительности экскаватора и дальнейшего перевода этого показателя для перевода в интервал смены.

Как проводится расчет производительности

Расчеты эффективности экскаваторной техники не могут быть однозначны и учесть все переменные, влияющие на результат.

Поэтому принято различать три следующих типа производительности:

  • Теоретическая (конструктивная) – расчет объема работ, которые совершает экскаватор за час без учета простоя и остановок. Это идеальный расчет на бумаге без учета дополнительных переменных коэффициентов. Вычисляется по формуле: Wтеор= Q/Тц, где Q – объем ковша в м3, Тц – минимальная продолжительность цикла в часах.
  • Техническая – расчет наибольшего объема работ с учетом условий выработки, состояния грунта и квалификация машиниста. Вычисляется по формуле: Wтех= Q x Kн/Тцт х Кр, где Q – объем ковша, Тцт – продолжительность цикла работ, Kн – коэффициент наполнения ковша, Кр – коэффициент рыхления почвы.
  • Эксплуатационная – используется для назначения норм и проведения общих расчетов. В расчетах добавляется коэффициент эксплуатации машины. Это наиболее приближенный к реальным показателям производительности расчет, который всегда будет ниже теоретической или технической производительности.

По итогам эксплуатационной производительности можно произвести расчет эффективности за определенный временной промежуток – смену, месяц или год. В таких расчетах учитывается потеря времени на транспортировку, обслуживание и ремонт техники. На практике, итоговые показатели производительности экскаваторов превышают предварительные расчеты и установленные нормы.

Стоимость услуг экскаватора

Экскаваторы являются наиболее востребованной арендуемой техникой. Для эксплуатации экскаваторной техники характерно наличие разных по уровню условий и задач. Поэтому для расчета стоимости аренды техники, необходимо учесть ряд факторов, влияющих на формирование цены услуги, а именно:

  • затраты на горюче-смазочные материалы;
  • оплата труда машиниста экскаватора;
  • время суток выполнения работ;
  • вид работ;
  • условия эксплуатации;
  • тип машины: колесный или гусеничный экскаватор;
  • технические характеристики: объем ковша, глубина копания и др);
  • использование дополнительного оборудования, например, гидромолота.

Например, стоимость аренды колесного экскаватора будет намного ниже гусеничного, учитывая отсутствие расходов на технику для транспортировки машины. Но при этом производительность колесных экскаваторов в тяжелых условиях эксплуатации гораздо ниже.

Парки спецтехники, предлагая услуги экскаватора, указывают цену за час работы. При этом эта цифра не однозначна и может варьироваться в зависимости от модели экскаватора, длительности работ на одном объекте, сюда включается также необходимость машиниста-специалиста и удаленность от автопарка. Например, стоимость рабочей смены экскаватора может быть в итоге ниже, чем почасовые услуги. На некоторые машины установлен не только тариф из расчета стоимости экскаватора в час, но и ограниченная смена, например, не менее нескольких часов.

В России услуга экскаватора ЭО-2126 предполагает эксплуатацию не менее 4 часов с почасовой оплатой от 900 рублей. Более мощный колесный экскаватор Hyundai R170W обойдется в 1300 рублей/час. Аренда гусеничной техники начинается от 1200 рублей/час и выше, в зависимости от производителя, класса и технических характеристик машины.

Видео


Расчет производительности экскаватора нужен для грамотного планирования работ. На стадии планирования проекта нужно знать количество машин, сроки решения ими задач.

Расчет производительности экскаватора. Варианты

Для расчета производительности есть два способа: опыт и данные справочников. Мы в нашей компании представляем, на какие объемы можно рассчитывать по каждой единице техники. Вы можете проконсультироваться, позвонив нам. Или воспользоваться справочниками для составления смет, например, московскими ТСН-2001 (Территориальные сметные нормативы для Москвы):

для грунтов 1-3 категории на разработку 100 куб.м. грунта навымет (в отвал) гусеничным гидравлическим экскаватором с ковшом 1,0 куб. м. (например, Hitachi ZX 200, JCB JS 220) требуется 2,2195 маш-ч., тогда:

  • производительность экскаватора за 8-часовую рабочую смену навымет составит -
  • ~ 360 куб. м.
  • производительность экскаватора с погрузкой в самосвалы составляет -
  • ~ 300 куб. м.

По нашему опыту следующие данные. Ковш «обратная лопата» служит для рытья траншей и котлованов. Производительность выработки грунта в отвал при оптимальных условиях работы составляет 350 - 400 куб. м. в смену за 8 часов. Выработка меняется от глубины копания, при максимальной отметке уменьшается на 20%. Сложная геометрия земляных работ, а также необходимость погрузки грунта уменьшает производительность на 10 - 15 %.

К более простым операциям относится погрузка грунта с отвала. При грамотной диспетчерезации самосвалов выработка находится в пределах 500 - 600 куб. м.

Количество работы, выполняемой агрегатом за определенный промежуток времени. При расчетах ее разделяют на теоретическую, техническую и эксплуатационную.

Теоретическая производительность - это условная часовая выработка, которой машина может достигнуть в нормальных условиях работы при расчетных рабочих скоростях. В общем виде (при угле попорота платформы экскаватора 90°) она может быть представлена формулой:

где: W теop - теоретическая производительность (в м3/час), q - емкость ковша (в м3), Т ц - минимальная продолжительность цикла при средних условиях работы экскаватора (в сек.).

Продолжительность рабочего цикла Тц составляет целый ряд отдельных операций, т. е.

Т ц = t к +t р +t д +t т +t в +t" р +t" д +t" т +t п +t" п

где: t к - продолжительность копания (в сек.), t р - продолжительность разгона с нагруженным ковшом (в сек.), t д - продолжительность равномерного движения с нагруженным ковшом (в сек.), t т - продолжительность торможения с нагруженпым ковшом (в сек.), t в - продолжительность разгрузки ковша (в сек.), t" р - продолжительность разгона с порожним ковшом (в сок.), t" д - продолжительность равномерного движения с порожним ковшом (в сек.), t" т - продолжительность торможения с порожним ковшом (в сек.), t п - полное время поворота в забой (в сек.), t" п - полное время поворота на выгрузку (в сек.).

Техническая производительность - наибольшая возможная выработка машины за час непрерывной работы в определенных условиях. Отличается она от теоретической производительности учетом свойств грунта и размером забоя, в которых используется экскаватор. Влияние свойств грунта сказывается на том, что во время отделения от массива стружки групт разрыхляется. Поэтому объем ковша заполняется меньшим объемом групта, чем по исчислению в плотном теле. Учитывается влияние свойств грунта па заполнение ковша. Кроме того, если угол поворота платформы экскаватора не равен 90°, то необходимо учитывать изменение длительности никла.

На длительность цикла, а следовательно, и на техническую производительность экскаватора влияет следующее:

  1. категория грунта (чем категория грунта выше, тем труднее его разработка);
  2. погодные условия (в зимнее и позднеосеннее время уменьшается наполнение ковша мерзлым грунтом в связи с налипанием его на ковш и намерзанием на нем);
  3. организация работы и квалификация машиниста-экскаваторщика.

Техническая производительность определяется формулой:

где: W тех - техническая производительность, измеряемая в м3/час в плотном теле, Т цт - продолжительность цикла работы экскаватора в забое (в сек.); определяется хронометражем или принимается равной Т ц с учетом условия работы, К н - коэффициент наполнения ковша грунтом, K р - коэффициент, которым учитывают увеличение объема грунта вследствие разрыхления, q - емкость ковша.

Коэффициент К н наполнения ковша - это отношение объема разрыхленного грунта, набранного в ковш, к емкости ковша; он зависит от конструкции ковша и условий работы экскаватора; значение коэффициента наполнения приведено в табл. 11 .

Таблица 11 . Значение коэффициентов технической производительности одноковшовых экскаваторов

Сменная производительность экскаватора определяется: за смену, месяц или год с учетом вспомогательного времени и всех простоев экскаватора по следующей формуле:

где величины q, К н, К р и Т цт те же, что и в формуле технической производительности, W - эксплуатационная производительность (в м3) п определенный период времени, К и - коэффициент использования экскаватора по времени за рассматриваемый период работы (за смену, месяц или год).

Работа экскаватора в течение смены сопровождается некоторыми потерями времени Т пр на передвижки, ремонт, смазку, набор воды и топлива и пр. При определении сменной производительности потерянное время Т пр вычитается из общесменного времени Т, в результате чего получается чистое время работы экскаватора: Т ч = Т-Т пр.

Коэффициент К и - отношение чистого рабочего времени Т ч (и часах), затраченного на экскавацию грунта (копание, поворот, разгрузка в отвал и погрузка на транспорт), к полному времени Т (в часах) за определенный период работы экскаватора; в данном случае К и получим по следующей формуле:

К и = Т ч /Т

Если принять чистое время на экскавацию 6 часов, а длительность смены 8 часов, то:

К и = 6,8 = (),75.

Эксплуатационная производительность экскаватора - средняя производительность в данных условиях, при определенных грунте и забое, организации работ и эксплуатации агрегата. Этот показатель служит для назначения производственных норм и расчетов. Эксплуатационная производительность экскватора обычно ниже технической и теоретической. Однако передовики-экскаваторщики, используя все имеющиеся у них возможности, превосходят техническую и теоретическую производительность. Сезонная или годовая производительность экскаватора определяется по формуле:

Q = W∙P р м3/сезон или м3/год,

где: Р р - срок выполнения какой-либо работы по экскавации за определенный период в рабочих сменах или днях. Если в день предусматривается две или три смены, то умножается на 2 или 3.

Производительность – основной показатель работы горного предприятия, он характеризует интенсивность разработки месторождения и зависит от многих факторов. Его определение тесно связано с развитием теории проектирования, техники и совершенствования технологии горных работ.

Сменная эксплуатационная производительность ̶ характеризует производительность машины в течение рабочей смены с учетом использования машины как во времени, так и по загрузке (грузоподъемности). На основании нормы выработки для машины устанавливается производственное задание на сутки, месяц, квартал, год.

К основным факторам, влияющим на производительность экскаватора, относятся следующие:

̶ Трудность разработки горной массы, которая оценивается категорией породы и ее состоянием. При разработке, например, влажной глинистой породы, которая налипает на ковш, уменьшается полезный объем последнего и увеличивается продолжительность цикла из-за более длительной разгрузки ковша. В зимних условиях плохо раздробленный мерзлый грунт также снижает коэффициент наполнения ковша;

̶ технические данные, состояние и надежность экскаватора;

̶ качество забоя, оцениваемое его высотой, условиями подхода транспорта к месту погрузки, освещенностью;

̶ организация работ, зависящая от достаточности транспортных средств, состояния дорог, своевременного снабжения топливом, энергией, запасными частями и т.п.

Производительность экскаваторов определяется количеством кубических метров или тонн горной массы (пустой породы или полезного ископаемого) в целике уступа, которое извлекается в единицу времени (час, смену, сутки и т.д.). При определении годовой производительности экскаватора учитывается общее количество суток в году, которое обычно меньше календарного за счет нерабочих праздничных дней, простоев на планово-предупредительных ремонтах, а также по случаю перехода в новые забои и остановки в связи с неблагоприятными климатическими условиями, что для экскаваторов цикличного действия бывает крайне редко. Различают теоретическую (паспортную), нормативную и эксплуатационную производительности экскаватора.

Теоретическая производительность экскаватора – количество продукции (в тоннах или кубических метрах), которое может быть выработано в единицу времени (обычно за час) при непрерывной его работе. Условия работы берутся предположительно одинаковыми для всех машин, коэффициенты наполнения ковша и разрыхления породы принимаются равными единице. У одноковшовых экскаваторов при расчете теоретической производительности принимаются: одинаковыми угол поворота на выгрузку высота черпания и номинальными скорости рабочих движений и удельные сопротивления породы копанию.

Нормативная производительность – это объем работ, который должен быть выполнен с помощью машины за единицу времени. По своей сути она соответствует эксплуатационной. Число циклов и в единицу времени (минуту) зависит от конструктивных особенностей экскаватора, грунтовых условий, формы забоя.

Эксплуатационная производительность экскаваторов – это действительный объем горной массы, отработанный экскаватором за определенный период эксплуатации. Она рассчитывается с учетом неизбежных организационных и технологических простоев: потерь времени на приемку смены и осмотр машины, смазку, замену подвижного состава. Эксплуатационная производительность численно меньше технической. Ее величина отражает совершенство организации работы экскаватора и всех обслуживающих его машин.

Эксплуатационная производительность экскаваторов может быть сменной, месячной и годовой (в последних случаях учитываются потери времени на ремонтные осмотры, текущие и капитальные ремонты). В наибольшей мере характеризует организацию работы на данном предприятии (не только по добыче полезного ископаемого, но и по обслуживанию экскаваторов, снабжению их запасными частями) годовая производительность экскаватора.

Так же одним из важных факторов, влияющих на производительность экскаваторов является коэффициент разрыхления грунта, позволяющий определить увеличение объема при его выемке. Все грунты можно разделить на две группы:

̶ Сцементированные, или скальные – каменные горные породы, разработка которых возможна только с применением технологий взрыва или дробления;

̶ Несцементированные, выборка которых проводится вручную или с помощью экскаваторов, бульдозеров, другой спецтехники. К ним относятся пески, глины, смешанные типы грунтов.

На сложность разработки и стоимость земляных работ влияют следующие свойства грунтов:

̶ Влажность – отношение массы воды, содержащейся в грунте, к массе твердых частиц;

̶ Сцепление – сопротивление сдвигу;

̶ Плотность, то есть масса одного кубического метра грунта в естественном состоянии;

̶ Разрыхляемость – способность увеличиваться в объеме при выемке и разработке.

Чем плотнее и тяжелее грунт в естественных условиях, тем больше объема он займет в выбранном состоянии. Этот параметр влияет на объемы вывозки грунта после его разработки.

Средняя сменная производительность ВПО (выемочно-погрузочного оборудования) по горной массе и коэффициент использования календарного времени ВПО за 2014г. приведены в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1

Из таблицы 1.1.1 видно, что средняя производительность экскаватора ЭКГ-10 намного больше, чем производительность ЭКГ-8И. Это объясняется тем, что ЭКГ-10 является дальнейшим развитием модели ЭКГ-8И и помимо основного ковша емкостью 10м3 (ЭКГ-8И – 8м3) на экскаваторе могут применяться сменные ковши емкостью 12,5 и 16 м3. Из чего можно сделать вывод, что производительность ЭКГ-10 будет больше.

Следует помнить, что фактическое количество запасов мы не знаем и не узнаем никогда. Даже после окончания разработки мы знаем только то количество, которое мы добыли, и не знаем, что потеряли. Так, в Криворожском бассейне одно из железорудных месторождений было «полностью» отработано подземным способом и считалось, что потеряно всего 17 % руды. Но затем на том же месторождении был построен карьер и добыто столько же руды, сколько и из шахты. Аналогичные случаи произошли на месторождениях Кольского полуострова и в Норильске.

В процессе планирования выемочно-погрузочных работ производительность экскаваторно-автомобильного комплекса (ЭАК) карьера рассчитывается на основе горно-геологических характеристик пород в забое, технических характеристик экскаваторов и автосамосвалов, режима работы карьера, нормативной продолжительности рабочих операций, а так же данных о текущем положении горных работ и параметров технологических схем транспортирования. Значения этих факторов носят непостоянный характер, изменяясь во времени и пространстве, поэтому фактическая производительность ЭАК также является величиной непостоянной. Тем не менее на практике, при планировании сменных объемов работ в карьере, процессы выемки, погрузки и транспортирования рассматриваются как детерминированные, т.е. обладающие предопределенным, стабильным результатом. Такой подход зачастую приводит к значительным расхождениям плановой и фактической сменной производительности ЭАК.

В большинстве своем горнотехнические факторы являются параметрами технологических схем ведения работ в карьерах (схема забой – экскаватор – автосамосвал – трасса – пункт разгрузки) и значения их по различным технологическим схемам носят динамический характер. Очевидно, что риск невыполнения сменного плана экскаваторно-автомобильным комплексом будет зависеть от величины риска снижения производительности по каждой модели оборудования на конкретной технологической схеме с учетом возможного снижения производительности в силу плохого технического состояния оборудования. Это значит, что, зная заранее сочетание моделей оборудования в технологических схемах (связка экскаватор – автосамосвал), можно рассчитать ожидаемый уровень риска невыполнения сменных заданий по эти моделям оборудования, а значит, и определить возможную производительность комплекса в целом. Для этого необходимо знать предельно допустимый уровень риска, который можно определить по результатам технико-экономических расчетов в условиях конкретного предприятия, или, согласно рекомендациям А.И. Арсентьева, принять на основании функции опасения, основываясь на психологических аспектах принятия решения. Таким образом, установив допустимый уровень риска, можно управлять производительностью экскаваторно-автомобильного комплекса в процессе планирования и при получении расчетной производительности, соответствующей уровню риска более высокому, чем предельно допустимый показатель, к расчету принимать более низкие значения производительности, соответствующие более низкому уровню риска.

studfiles.net

Пэ.т=60Еn, м3/ч (4.6)

где Е – емкость ковша, м3;

Тогда, м3/ч (4.8)

Пэ.тех=60ЕnКэКз, м3 (4.9)

Пэ.г=Пэ.смNднnдн, м3 (4.13)

studfiles.net

Расчет производительности экскаваторов

Теоретическая производительность экскаватора в разрыхленной массе определяется по формуле

Пэ.т=60Еn, м3/ч (4.6)

где Е – емкость ковша, м3;

n – число ковшей, разгружаемых в минуту.

Для многоковшовых экскаваторов значение n дается в технической характеристике, а для одноковшовых оно определяется по формуле

где Тц.т – теоретическая продолжительность рабочего цикла, с.

Тогда, м3/ч (4.8)

Теоретическая производительность экскаватора приводится в паспорте, поэтому она также называется паспортной.

Техническая производительность экскаватора – максимальная часовая производительность экскаватора при непрерывной его работе в конкретных горно-геологических условиях. Часовая техническая производительность в плотной массе для многоковшовых экскаваторов определяется по формуле

Пэ.тех=60ЕnКэКз, м3 (4.9)

где Кэ – коэффициент экскавации Кэ=Кн.к/Кр.к Кн.к – коэффициент наполнения ковша; Кр.к – коэффициент разрыхления породы в ковше; Кз – коэффициент забоя, учитывающий влияние вспомогательных операций.

где tр – длительность работы экскаватора с одного положения или при одном направлении движения ротора, с; tв – длительность одной передвижки или перемены направления движения ротора, с.

Часовая техническая производительность в плотной массе для одноковшовых экскаваторов определяется по формуле

где Тц.р – расчетное время рабочего цикла экскаватора в данном забое, зависящее от вида разрабатываемых пород и угла поворота экскаватора к разгрузке, с.

Тц.р=tч+tп.р+tп.з+tр, с (4.11)

где tч- время черпания, с; tр – время разгрузки ковша, с; tп.р, tп.з – время поворота соответственно с месту разгрузки и к забою, с.

В наибольшей степени совершенство организации работ характеризует годовая производительность. Сменная эксплуатационная производительность экскаватора определяется по формуле

Пэ.см=Пэ.техТсмКи.э, м3 (4.12)

где Тсм – продолжительность смены, ч;

Ки.э – коэффициент использования экскаватора во времени, зависящий от типа

применяемого оборудования в смежных технологических процессах.

Годовая эксплуатационная производительность экскаватора определяется по формуле

Пэ.г=Пэ.смNднnдн, м3 (4.13)

где Nдн– число рабочих дней в году;

nсм– число рабочих смен в сутки.

Карьерный транспорт

Трудоемкость процесса транспортирования весьма высока, а затраты на собственно транспорт и связанные с ним вспомогательные работы составляют 45-50%, а в отдельных случаях 65-70% общих затрат на добычу. Специфика горных работ обуславливает следующие особенности карьерного транспорта:

значительный объем и сосредоточенная (односторонняя) направленность перемещения карьерных грузов при относительно небольшом расстоянии транспортирования;

периодическая передвижка транспортных коммуникаций в связи с постоянным изменением положения пунктов погрузки и разгрузки горной массы;

движение в грузовом направлении происходит, как правило, с преодолением значительных подъемов;

повышенные прочность и мощность двигателей транспортного оборудования, что вызвано большой плотностью, повышенной крепостью, абразивностью и неоднородной кусковатостью горной массы.

Интенсивность работ конвейерного транспорта характеризуется грузооборотом карьера, который определяется количеством груза (в кубических метрах или тоннах), перемещаемого в единицу времени (час, смена, и т.д)

Грузооборот (или его часть) характеризуется устойчивым во времени направлением перемещения, называемым грузопотоком. Грузопоток является сосредоточенным, если все грузы перемещаются из карьера на поверхность в одном направлении по одним транспортным коммуникациям, в противном случае грузопоток является рассредоточенным.

Основными видами железнодорожного транспорта являются железнодорожный, автомобильный, конвейерный и гидравлический.

Железнодорожный транспорт целесообразно применять на карьерах с большим годовым грузооборотом (15 млн.т и более) при значительной длине транспортирования (4 км и более). По сравнению с другими видами карьерного транспорта железнодорожный требует наибольших радиусов кривых (100 – 120 м), значительной протяженности фронта работ (700 – 800 м) и допускает наименьшие подъемы пути (40-60 о/оо). Эти условия обеспечиваются при больших размерах карьера в плане и незначительной глубине (150-250 м). При железнодорожном транспорте относительно велики объемы горно-капитальных работ, капитальные затраты, затраты на содержание транспортных коммуникаций и их эксплуатацию и наиболее сложная организация труда.

Автомобильный транспорт применяется главным образом на карьерах с небольшим годовым грузооборотом (15-20 млн.т) при расстоянии транспортирования до 4 км. С появлением автосамосвалов большой грузоподъемности (120-180 т и более) область применения автотранспорта значительно расширилась. Его особенно эффективно применять в период строительства карьеров, при интенсивной разработке месторождения с большой скоростью подвигания забоев и высокими темпами углубки горных работ. Отсутствие рельсовых путей и контактной сети, менее жесткие требования к профилю и плану автомобильных дорог (допустимый радиус кривых составляет 15-20 м, а подъем пути 80-100 о/оо) снижают объем горнокапитальных работ и уменьшают сроки и затраты на строительство карьеров. К основным недостаткам автомобильного транспорта относится резкое снижение эффективности при увеличении расстояния транспортирования и зависимость от климатических условий.

Конвейерный транспорт (ленточные конвейеры) применяется на карьерах для перемещения горной массы в рыхлом и раздробленном (размер кусков до 400 мм) состоянии. Широкий диапазон изменения производительности конвейерных установок (до 15000 м3/ч) позволяет применять их в карьерах с различным грузооборотом. Достоинствами конвейерного транспорта являются возможность преодоления подъемов до 18о и поточность перемещения грузов. Последнее обеспечивает возможность полной автоматизации процесса транспортирования и позволяет более эффективно использовать погрузочное оборудование. Широкое применение ленточных конвейеров ограничивается быстрым износом конвейерной ленты, жесткими требованиями к размерам транспортируемых кусков горной массы и способу погрузки. Эффективность конвейерного транспорта существенно снижается при низких температурах и большой влажности транспортируемой горной массы. Конвейерный транспорт целесообразно применять на карьерах с мягкими породами при годовом грузообороте 20 млн. т и более.

Комбинированный транспорт для перемещения горной массы в одном направлении включает разные виды транспорта. Как правило, он применяется при разработке глубоких и нагорных месторождений. Автомобильно-железнодорожный транспорт с внутрикарьерным перегрузочным пунктом целесообразно применять на нижних горизонтах (120-150 м и ниже) при использовании на верхних горизонтах железнодорожного транспорта. Автомобильно-скиповой транспорт наиболее эффективен в условиях крутых залежей с ограниченными размерами в плане при глубине разработки более 150 м и устойчивых вмещающих породах, обеспечивающих надежную и безаварийную работу подъемников.

studfiles.net

Стр 1 из 6Следующая ⇒

Специальная часть

Выбор экскаваторов и расчет их производительности

Для добычи полезного ископаемого и отработки вскрыши применяем экскаватор ЭКГ-10.

Техническая характеристика экскаватора ЭКГ-8и.

- ёмкость ковша, м3 8

наибольший радиус черпания, м 17,5

наибольший радиус разгрузки, м 15,5

наибольшая высота черпания, м 12,6

радиус черпания на уровне стояния 11,7

наибольшая высота разгрузки, м 8,4

Производительностью экскаватора называется его выработка за единицу времени. Она определяется по объему горной массы в плотном теле или по весу горной массы и измеряется за один час, сутки, месяц, год.

Теоретическая производительность экскаватора Птеор, /час

где Е - емкость ковша, м;

tцт - теоретическая продолжительность цикла, мин;

Теоретическая продолжительность цикла определяется расчетным путем, исходя из конструктивных данных экскаватора, при высоте забоя, равной высоте расположения напорного вала, где угол поворота 90 градусов и разгрузка породы ведется в отвал.

Теоретическая продолжительность цикла указывается в паспорте экскаватора.

Техническая производительность учитывает условия работы экскаватора в забое и является максимально возможной для данной модели при непрерывной работе в конкретных условиях и является исходной для определения эксплуатационной производительности экскаватор.

Рассчитываем техническую производительность экскаватора Птех, /час.

где kнап – коэффициент наполнения ковша, 0,9;tц – техническая продолжительность цикла, т.е. продолжительность цикла в данных условиях,мин;Кр – коэффициент разрыхления породы в ковше экскаватора (=1,5).

Эксплуатационная производительность экскаватора учитывает не только конкретные условия. Но и использование экскаватора во времени Пэкс, м/час.

где Кис – коэффициент использования экскаватора во времени (=0,75).

Определяется сменную производительность экскаватора Псм, /смену.

где t – время смены, сек;

Определяется суточную производительность экскаватора Псут, /сутки.

где nсут – количество смен работы в сутки.

Определяется годовую производительность экскаватора Пгод, /год.

где Nгод – годовое число дней работы экскаватора.

Месячная производительность определяется после определения годовой производительности экскаватора Пмес, /мес.

Определяю количество экскаваторов на добыче, Nэкс, шт.

Принимаю 2 экскаватора

Определяем количество экскаваторов на вскрыше, Nэкс, шт.

Принимаем 3 экскаватора.

mykonspekts.ru

Расчет производительности экскаваторов | Технология возведения насыпей и устройства корыта

Как известно из изложенного, полный цикл работы экскаватора включает: набор грунта, поворот наполненного ковша, опускание его для разгрузки, разгрузку, подъем ковша после разгрузки, поворот стрелы с порожним ковшом и опускание его для набора. Продолжительность полного цикла tц составляет несколько секунд. При расчете производительности исходят из рабочего количества циклов n в минуту, т. е. n=60/tц.

Многолетней практикой установлена производительность одноковшовых экскаваторов с погрузкой грунта в транспортные средства (табл. 13.1). Как видно из табл. 13.1, с увеличением объема ковша экскаватора, оборудованного прямой лопатой, на 0,25-0,3 м3, а экскаватора-драглайна на 0,15-0,2 м3 - производительность их повышается в среднем на 20-25 %. Но при погрузке в транспортные средства с увеличением объема ковша (0,5-1,6 м3) и угла поворота (90-180°) продолжительность цикла экскаватора, оборудованного прямой лопатой, увеличивается с 16 до 30 с, а экскаватора-драглайна - с 22 до 40 с.

Таким образом, при применении драглайна продолжительность цикла погрузки увеличивается в среднем на 25 % по сравнению с прямой лопатой. Если же экскаватор работает в отвал, то продолжительность цикла его работы ориентировочно на 10 % выше, чем при погрузке грунта в транспортные средства.

Производительность работы экскаваторов зависит и от свойств грунтов. Так, экскаватор с прямой лопатой и объемом ковша 0,5 м3 при максимальном повороте стрелы 90° и высоте забоя на уровне напорного вала делает в 1 мин 3,3 цикла, а с объемом ковша 1 м3 -2,8 цикла. Тогда в связных грунтах II группы с нижней границей текучести, равной 27%, плотностью сухого грунта с ненарушенной структурой 1,6 т/м3 и влажностью We=Wо=16% его производительность соответственно повышается, с 275 до 525 м3/смену. Чем выше группа грунтов, тем меньше производительность экскаватора (см. табл. 13.1).

Однако при бригадном подряде новаторы землеройных отрядов, как видно из изложенного текста, значительно превысили установленные нормы производительности.

www.stroitelstvo-new.ru

Определение производительности экскаваторов

В отечественной литературе принято различать три вида производительности: теоретическую, техническую и эксплуатационную. Ряд зарубежных авторов еще вводят понятие базовой производительности.

Теоретическая производительность - это конструктивно-расчетная производительность машины. Она определяется расчетным путем при следующих условиях: при высоте забоя, равной высоте напорного вала, средней расчетной скорости подъема рабочего органа, угле поворота 90°, выгрузке материала в отвал. Так как расчетным путем теоретическую производительность определить сложно, то ее определяют экспериментально и называют базовой.

Под базовой производительностью понимают производительность сравнительно новой машины (определенную экспериментальным путем), срок эксплуатации которой не превышает 2500 машино-часов, замеренную в следующих условиях: угол поворота рабочего оборудования для разгрузки 90°, разгрузка производится в отвал, высота или глубина копания является оптимальной, нет пространственных ограничений на строительной площадке, стрела установлена всреднее положение, квалификация оператора хорошая, хорошее состояние режущей кромки и зубьев, работа идет беспрерывно втечение одного часа.

Техническая производительность отличается от базовой тем, что учитывает технические факторы, влияющие на повышение или уменьшение производительности.

Эксплуатационная производительность, часовая, сменная, месячная или годовая, отличается от технической влияниемквалификации оператора и использованием рабочего времени.

Теоретическая производительность одноковшовых экскаваторов определяется по формуле:

где Vr - геометрическая вместимость ковша в м2;

n - теоретически возможное число циклов в час.

где Тц - продолжительность одного цикла в секундах.

Базовая производительность Пб определяется экспериментально для экскаваторов с различной вместимостью и для различных грунтов или разрабатываемых материалов для различных видов рабочего оборудования.

Для экскаваторов, оборудованных другим типом рабочего оборудования, базовая производительность может определяться по формуле:

где Кпоп - поправочный коэффициент.

Техническая производительность определяется по формуле:

(7.4)

Коэффициент, учитывающий глубину или высоту копания;

Коэффициент, учитывающий угол поворота рабочего оборудования при разгрузке;

Разгрузка в самосвал с вместимостью кузова 15 м3 на площадке, вместимость ковша гидравлического экскаватора 1,6 м3, рабочее оборудование обратная лопата.

Таблица 7.3 – Значение коэффициентов гидравлического экскаватора

Значение коэффициентов Гидравлический экскаватор
Вместимость ковша 1 м3
Обратная лопата Рисунок 7.2 П = 261 м3/ч в естественном залегании
Коэффициент f1 hопт = 1÷2 м f1 = 0,92 (рисунок 7.7)
Коэффициент f2 (угол поворота 120º f2 = 0,96 (рисунок 7.8)
Разгрузка в самосвал f3 = 0,90 (таблица 7.4)
Состояние режущей кромки и зубьев f4 = 1,0
Средняя установка стрелы f5 = 1,0 (таблица 7.5)
Разгрузка в автомобиль f6 = 0.96 (таблица 7.6)
Хороший оператор f7 = 1,0
Техническая производительность
kв (условия используются оптимальные) kв = 0,83
Эксплуатационная производительность грунта в естественном залегании

Определение понятия производительности машины циклическою действия



infopedia.su

Производительность экскаваторов непрерывного действия

Различают теоретическую, техни­ческую и эксплуатационную произво­дительность экскаваторов непрерыв­ного действия.

Теоретическая производительность есть производительность экскаватора в условиях непрерывной работы при максимально возможной скорости ра­бочего органа и 100%-м наполнении экскавационных емкостей, выражен­ная в объеме рыхлого грунта, вырабо­танного за 1 ч работы.

Теоретическая производительность многоковшового экскаватора с цепным и роторным рабочим органом, м3/ч, оп­ределяется по формуле

Птр = 3,6 vц, qк/Тк

где vц - скорость движения ковшовой цепи, м/с; q- вместимость ковша, л; Тк- шаг ковшей (расстояние между ковшами), м; z - число разгрузок ковша в минуту.

формы забоя; КР - коэффициент разрыхления грунта в процессе разработки (табл. 2.11),

Для экскаваторов с ковшовыми ра­бочими органами средние значения коэффициента К» приведены ниже.

Группа грунта К„

I....................................................... 0,9-1,2

II..........................................................0,8-1,1

IV......................................................................0. 75-1

IV..................................................... 0,7 - 0.9

Процесс экскавации у скребковых экскаваторов отличается от ковшовых. Скорость грунтового потока, заклю­ченного между скребками, несколько ниже скорости цепи, а объемная масса потока меньше объемной массы грун­та, находящегося в ковшах. Эти осо­бенности работы скребковых экскава­торов учитываются приведенным да­лее коэффициентом наполнения.

Угол наклона рабочей цепи к Кнгоризонту, град

25.................................................... 0.74

38..................................................... 0,58

55..................................................... 0,32

Теоретическая производительность экскаваторов с бесковшовым (скреб­ковым) рабочим органом, м3/ч, опре­деляется по формуле

Птр = 3600 bс hc vц

где bс - ширина cкребка. м; hc- высота скреб­ка, м.

Техническая производительность экскаватора представляет собой про­изводительность за 1 ч чистой работы в грунте данной категории, взятом в плотном теле. Под чистой работой по­нимают работу экскаватора без про­стоев.

Техническая производительность, м3/ч, равна

Пт = Птр Кн/ КР

2.11. Значения коэффициента для различных грунтов

Эксплуатационной производитель­ностью называется производитель­ность экскаватора в конкретном грунте с учетом времени простоев, перерывов и задержек. Определяется эксплуата­ционная производительность по фор­муле

где Кн - коэффициент наполнения экскава-ционных емкостей, зависящий от характера грунта, толщины срезаемой стружки, длины и

где Ки - коэффициент использования рабочего времени, равный 0, 4. ..0.6.

НАПРАВЛЕНИЕ З