Государственный контроль и государственный надзор. Органы государственного контроля и надзора

Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк» .

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур - каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Основная цель контроля и надзора в строительстве - избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.

Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.

Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.

Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.

Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.

Основные надзорные органы

Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.

Как происходит осуществление строительного контроля?

Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.

Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.

Госнадзорные структуры

Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?

  • ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
  • ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
  • ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
  • ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
  • ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
  • ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.

Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством

На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:

  • Роспотребнадзор;
  • Ростехнадзор;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?

Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.

Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.

Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора , завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.

Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.

Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.

Такие организации контролируют многие области деятельности УК, а именно:

Перечень контролирующих органов в данной сфере

Федеральный уровень

На федеральном, то есть государственном уровне, УК контролируют следующие органы:

  1. Министерство строительства РФ. Этот государственный орган занимается утверждением нормативов коммунальных услуг, критериев их качества и порядка их предоставления. Также Минстрой регулирует финансовую сторону учета тепловой энергии и воды.
  2. Минэнерго РФ. Такой орган осуществляет разработку схем и нормативов теплоснабжения домов, которых должны придерживаться все УК.
  3. Федеральная антимонопольная служба. Она занимается определением принципа образования цен на ресурсы и коммунальные услуги.

Региональный уровень

Основной контроль над деятельностью УК в сфере ЖКХ лежит именно на инстанциях регионального уровня, которыми являются следующие организации:

  1. Госжилнадзор (жилищная инспекция). Основной задачей этой организации является проведение контролирующих проверок работы обслуживающих организаций в сфере ЖКХ. Такие проверки касаются соблюдения компанией ЖКХ всех требований законодательства в области жилищно-коммунальных услуг. Именно этот орган уполномочен принимать участие в лицензировании УК.
  2. Комитет по тарифам.
  3. Роспотребнадзор. Такая организация осуществляет проверку качества и безопасности коммунальных услуг, руководствуясь СанПиНами.

На региональном уровне контроль в сфере ЖКХ осуществляется не только официальными государственными службами, но и профильными некоммерческими организациями. Действует целая сеть региональных центров, поддержка развитию которой осуществляется Минстроем России.

Также за качеством и безопасностью коммунальных услуг следит Роспотребнадзор. В его задачи входит:

На федеральном уровне качество работы управляющих компаний контролируется комиссией Министерства строительства. Именно этот орган разрабатывает правила содержания и проведения ремонта многоквартирных домов.

Службы, осуществляющие мониторинг тарифов

Такой инстанцией является комитет по тарифам. В некоторых регионах такой инстанции нет, но в этом случае его обязанности лежат на таких инстанциях как региональная энергетическая комиссия или региональное министерство энергетики. Работа комитета по тарифам регулируется ФЗ № 210 .

На федеральном уровне стоимость тарифов на коммунальные услуги регулируется Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой.

Пошаговая проверка деятельности УК

Если собственники квартир не уверены в честности свой УК и в качестве оказываемых ей услуг, то они могут проверить ее деятельность. О том, как осуществить это проверку стоит рассказать пошагово:


Контроль деятельности управляющей компании осуществляют специальные государственные инстанции, также проверить работу в сфере ЖКХ и контролировать тарифы могут сами собственники квартир. Причем производить такую проверку лучше при первых признаках нарушений.

В каких случаях должна организовываться служба ОТ и какова ее структура? Когда перед работодателями встает вопрос о ее создании, немаловажным является осуществление управления этой службой. Кто осуществляет контроль за деятельностью службы , будет рассказано в данной статье.

Цель службы охраны труда на предприятии

Основная цель создания предприятий или организаций - это выпуск продукции или оказание услуг по договору. Любой технологический процесс или действие сопровождается факторами трудового процесса, например, при работе на станочном оборудовании работник подвергается опасности поражения током, возможности соприкосновения с открытыми движущимися частями оборудования, а при работе на высоте главным фактором является нахождение человека на большом расстоянии от уровня пола или рабочего настила.

Чтобы контролировать все эти моменты и своевременно устранять замечания, необходимо в штат предприятия вводить должность специалиста по ОТ или создать службу. Введение должности специалиста по ОТ положено, когда в организации одновременно трудится 50 и более человек, это требования нормативной базы. Если по штату менее 50 человек, то такая служба создается по решению руководителя.

Работодатель может:

  • создать службу охраны труда;
  • заключить договор со сторонней организацией о проведении аутсорсинга.

Деятельность службы по охране труда заключается:

  • в проведении проверок по культуре производства, соответствию требований ОТ;
  • организации и контроля за проведением ;
  • контроль за выполнением мероприятий по ОТ, в том числе решения спорных вопросов;
  • организация комплексных проверок сторонними организациями и инспектирующими органами;
  • участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве, в том числе оформление всех документов.

Все перечисленные вопросы должен решать сотрудник, освобожденный от основных производственных задач, чтобы они были выполнены качественно.

О структуре службы охраны труда

При решении руководителя создать службу охраны труда на предприятии можно придерживаться структуры:

  1. Открыть в должности 5 человек.
  2. Назначить руководителя службы, который непосредственно будет подчиняться главному инженеру.
  3. Далее, распределить обязанности среди 4 сотрудников: 1 — несет ответственность за проведение медосмотров, 2 — контролирует проведение инструктажей, 3 — проверяет наличие и использование СИЗ и СИЗОД, 4 — организовывает проверки по ОТ и ТБ сторонними организациями, но при этом они все взаимозаменяемые.

На каждого сотрудника должны быть разработаны и утверждены должностные инструкции, в которых необходимо четко прописать, что они должны выполнять в течение рабочей смены.

Какие функции возлагаются на службу по ОТ

Функции службы охраны труда

На службу по охране труда возлагается большое количество функциональных обязанностей, таковыми являются:

  1. Подготовка документов и локальных нормативных актов в области охраны труда и , в том числе издание распорядительных документов о назначении лиц, ответственных за оборудование, выдачи СИЗ, по наблюдению за зданиями и сооружениями, а также за территорией предприятия и иных вопросов.
  2. Взаимодействие с проверяющими органами по вопросам ОТ.
  3. Контроль за соблюдением работниками требований трудового законодательства и локальных документов.
  4. Профилактическая работа, направленная на предупреждение возможных несчастных случаев и травматизма.
  5. Организация проведения спецоценки условий труда.
  6. Проверки всех зданий, сооружений, технологического оборудования, грузоподъемных механизмов и иных технических устройств совместно с заинтересованными подразделениями.
  7. Рассмотрение технологических процессов в целях дальнейшего их согласования.
  8. Согласование проектов конструкторской и технологической документации.
  9. Участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  10. Подготовка отчетных документов по ТБ.
  11. Участие в разработке обучающих программ в области ОТ.
  12. Организация обучения работников безопасным способам труда.
  13. Пропаганда знаний по ОТ и ТБ среди работников предприятия.
  14. Выдача предложений по улучшению ОТ и ТБ на вверенном объекте руководству предприятия.

Стоит отметить, что наряду с функциями, связанными с ведением документации по ОТ на предприятии, в основном на службу по ОТ возлагается профилактическая работа, только в этом случае результат деятельности службы будет ощутим.

Что контролирует служба по ОТ

На службы по охране труда в большинстве своем возлагаются контрольные функции, к которым относятся контроль за:

  • выполнением сотрудниками локальных нормативных и законодательных документов;
  • использованием средств индивидуальной защиты и СИЗОД;
  • исполнением мероприятий по ОТ в соответствии с утвержденными планами;
  • наличием на рабочих местах инструкций по ОТ, а также плакатов и текущих распорядительных документов;
  • организацией проведения в подразделениях;
  • проведением своевременных ТО и иных освидетельствований технических устройств, на которых трудятся работники объекта;
  • эффективностью работы вентиляционных систем на рабочих местах, требующих установки последних;
  • хранением приспособлений и средств индивидуальной защиты;
  • проведением всех видов инструктажей;
  • организацией рабочих мест на вверенном объекте;
  • выделением и расходованием денежных средств на нужды ОТ;
  • начислением компенсационных выплат при работе в особых условиях труда;
  • за соблюдением работниками санитарных и гигиенических требований;
  • исправностью блокировочных устройств.

Все должно быть перечислено в положении или в стандарте предприятия, где функционирует служба ОТ.

Какими правами обладает служба ОТ

Права сотрудников службы ОТ на предприятии

Наряду с возложенными обязанностями и контрольными функциями службе по ОТ устанавливаются следующие права:

  1. Специалистам разрешено посещать помещения и производственные участки, где на данный момент производятся работы, в любое время суток, причем препятствовать этому никто не может, ни начальник подразделения, ни руководитель объекта.
  2. Периодически ознакамляться с документами по ОТ, неважно на каком уровне они приняты, например, на федеральном или локальном.
  3. По факту выявленных нарушений выдать устные замечания, делать записи в журналах, а также выдавать предписания руководителям подразделений. Установить контроль за выполнением.
  4. В обязательном порядке следует требовать от руководства вверенного объекта прохождения сотрудниками медицинских осмотров, проведения по охране труда, использования работниками средств индивидуальной защиты.
  5. Информировать непосредственное руководство предприятия о выявленных нарушениях того или иного лица.
  6. Проводить профилактические беседы с сотрудниками, нарушившими требования ТБ, и требовать от последних объяснений в письменном виде.
  7. Представлять к поощрению работников, которые выполняют требования ОТ, в том числе поддерживают порядок на рабочем месте и не загромождают свободные проходы.
  8. Обсуждать на заседаниях вопросы по ТБ.

Для каждого предприятия или организации эти права будут конкретизированы, но общий смысл заключается в том, что на основании проделанной работы инженер по ОТ имеет право написать замечания, выдать предписания, а также представить к поощрению либо наказанию сотрудников. Все выданные замечания должны быть четко проконтролированы, только тогда деятельность службу будет результативной.

Об органах управления службой

Охраной труда на предприятии в целом управляют не только инженеры по ОТ и ТБ, а еще несколько организационных структур. К ним могут относиться различные подразделения.

Отдел охраны труда выполняет контрольные функции, а также функции по разработке и введению в действие локальных нормативных документов. На этом подразделении сосредоточены все вопросы, связанные с охраной труда.

Подразделение главного энергетика. Это подразделение исполняет роль жизнеобеспечения объекта, то есть в его основных задачах стоит: снабжение электроэнергией, газом, теплоснабжение, водообеспечение, обеспечение работы вентиляционных установок, исправность работы оборудования под избыточным давлением и многое другое. На этом подразделении сосредоточены все узловые моменты, связанные с созданием комфорта и безопасности на рабочих местах.

Отдел кадров. Функция отдела кадров в системе охраны труда заключается в ведении личных карточек работников при поступлении на работу, а также оформление трудовых соглашений, о допуске сотрудников к работе и работе в нерабочее время, начисление надбавок за особые условия трудового процесса.

В системе охраны труда на предприятии функционируют и такие службы, как:

  • комиссии по проведению оценки знаний создаются из числа аттестованных работников распорядительным документом руководителя объекта;
  • комиссии по приему вновь построенных и реконструируемых зданий в эксплуатацию, работа которых осуществляется на основании разработанных положений;
  • комиссии по проведению СОУТ создаются на предприятиях перед проведением оценки, в их состав входят главные специалисты объекта, в том числе инженеры по ОТ;
  • комиссии по расследованию несчастных случаев создаются в случаях травмирования работников на рабочих местах или на территориях предприятия.

Могут создаваться и иные комиссии на основании утвержденной структуры предприятия, их задачи определяются нормативными документами, разработанными на основе законодательных актов.

Как контролируется деятельность службы

Кто контролирует службу охраны труда

Созданная на предприятии служба по охране труда функционирует на основании положения о ней, а также для этого на каждого сотрудника из ее числа разрабатывается профессиональный стандарт. С документами ознакомляют работников службы по ОТ под подпись.

Контроль над деятельностью службы по охране труда осуществляется поэтапно:

  1. Служба по охране труда находится в непосредственном подчинении главного инженера, то есть все узловые вопросы решает последний. С главным инженером проводятся консультации, им же подписываются предписания, контролируется выполнение мероприятий, принимаются технические решения по недопущению несчастных случаев на производстве.
  2. Комплексные , организуемые на предприятии по графику, тоже направлены на контроль за деятельностью службы по ОТ. Проверяются все рабочие участки по всем направлениям комиссионно.
  3. Государственным инспектором периодически и по мере необходимости организовываются проверки по ОТ, тем самым деятельность сотрудников службы проверяется.
  4. Результаты работы службы отражаются в картах СОУТ, а именно в протоколах по травмооопасности, то есть работа комиссии по спецоценке условий труда также выявляет недостатки по работе службы.
  5. Минтруда организовываются проверки в отношении соблюдения работниками трудового законодательства. Эти проверки могут быть запланированными, а также внеплановыми. Во время их проведения проверяется ведение всей документации объекта.

В целом деятельность службы по охране труда должна быть направлена на недопущение травматизма и обеспечение соответствия функционирования объекта требованиям нормативной документации. При правильной постановке задачи работники будут стремиться соблюдать правила ОТ.

Когда необходима служба охраны труда , а когда нужен инженер по охране труда, смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705
"Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций"

В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций.

Положение
о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций (далее - государственный надзор).

2. Задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

3. Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

5. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

6. Предметом проверок является:

а) соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества;

б) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

7. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

8. Органы государственного надзора при осуществлении государственного надзора взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

9. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются:

а) руководители органов государственного надзора, их заместители;

б) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

в) иные государственные гражданские служащие органов государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора.

10. Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 настоящего Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;

б) запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

в) направлять своих представителей для участия в проведении некоммерческой организацией мероприятий;

г) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;

д) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца (в отношении политических партий - не менее 2 месяцев), а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11. Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 настоящего Положения, при осуществлении государственного надзора обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы некоммерческих организаций, в отношении которых проводится проверка;

в) проводить проверку в соответствии с ее назначением на основании соответствующего распоряжения руководителя органа государственного надзора или его заместителя;

г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения руководителя органа государственного надзора или его заместителя;

д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя некоммерческой организации с результатами проверки;

з) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов некоммерческой организации;

и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании некоммерческой организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

л) не требовать от некоммерческой организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также документы, которые ранее были представлены в орган государственного надзора или могут быть получены у других органов государственного надзора и контроля, кредитных и иных финансовых организаций;

м) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

н) не вмешиваться в деятельность некоммерческой организации, в том числе при участии в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях, за исключением случаев выявления нарушений законодательства Российской Федерации;

о) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1449 пункт 11 дополнен подпунктом "п"

п) включать в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в указанный реестр.законодательством Российской Федерации.

Установлено, как осуществляется федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Задачи надзора - предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций. Он осуществляется Минюстом России и его территориальными органами.

К отношениям, связанным с осуществлением надзора за некоммерческими организациями, применяется Закон о защите прав юрлиц и предпринимателей при проверках.

В рамках надзора проводятся плановые и внеплановые документарные и выездные проверки.

Определен предмет проверок. Это соблюдение некоммерческими организациями (кроме политических партий, их структурных подразделений) законодательства и целей, предусмотренных учредительными документами, в т. ч. требований по расходованию денег и использованию иного имущества. Соблюдение политическими партиями, их структурными подразделениями законодательства и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, закрепленным уставами.

Перечислены должностные лица, уполномоченные осуществлять надзор, их права и обязанности. В частности, можно запрашивать у органов управления некоммерческой организации распорядительные документы. Выносить предупреждения (представления). Меры, принимаемые по фактам нарушений, должны соответствовать тяжести последних. Нельзя допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов некоммерческой организации. Вмешиваться в ее деятельность, в т. ч. при участии в проводимых ею мероприятиях (кроме случаев, когда выявлены нарушения законодательства).

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования