Корпоративный налоговый менеджмент. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Пути оптимизации налогового менеджмента

Налоговый менеджмент налогоплательщика – это процесс управления налогами предприятия, регулирующий финансовые взаимоотношения налогоплательщика-предприятия с государством; это составная часть системы управления финансами предприятия.

Налоговая система государства - это фактор внешней среды для хозяйствующих субъектов. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут рост некоторых расходов предприятия и сокращения его прибыли, в результате снижается эффективность хозяйственной деятельности, кроме того рост расходов налоговые обязательства приводят к росту цен, снижению спроса потребителей.

Классификация видов налогового менеджмента налогоплательщика-организации:

1)в зависимости от масштабов деятельности:

· Национальный – в границах одного государства;

· Международный – при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

2)в зависимости от решаемых задач:

· Внешний – при заключении различных сделок с партнерами, контрагентами;

· Внутренний – внутрихозяйственный.

3)в зависимости от длительности периода:

· Тактический – повседневное, оперативное управлении;

· Стратегический – при разработке инвестиционных проектов, расширении и диверсификации бизнеса.

4)в зависимости от уровня правовой культуры:

· Легальный – в бизнесе, отраженном в официальной отчетности выполненными при этом налоговыми обязательствами;

· Теневой.

Пути оптимизации налогового менеджмента:

1)Нелегальный – уклонение от уплаты налогов на основании сознательного использования наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения отчетности

2)Легальный – основан на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использования возможностей, предоставляемых законодательством

3)Полулегальный – использует недоработки и противоречия в действующих законах и нормативных актах.

Факторы оптимизации налогового менеджмента

· Внутренние

· Внешние

Внешние факторы, влияющие на корпоративный НМ

1. Основные направления бюджетной, налоговой, инвестиционной политики государства

2. Состояние правопорядка в государстве и уровня правовой культуры

3. Налоговая юрисдикция территории регистрации налогоплательщика и места ведения деятельности

4. Организационно-правовая форма ведения бизнеса

5. Состав учредителей и порядок формирования уставного капитала

6. Вид экономической деятельности налогоплательщика

7. Система (режим) налогообложения

Внутренние факторы, влияющие на корпоративный НМ

1. Учетная политика организации, разрабатываемая и принимаемая один раз в финансовый год



2. Разработка контрактных схем при осуществлении сделок

3. Определение структуры активов, подлежащих налогообложению, и порядка использования капитала

4. Создание подразделения (группы, отдела) налогового менеджмента в организации

5. Использование налоговых льгот по каждому из налогов, подлежащих уплате

НМ включает в себя следующие виды управленческой работы:

Ø Организация налогового и бухгалтерского учета на предприятии (Предполагает знание и толкование налогового законодательства, реагирование на постоянные изменения в нем, правильное оформление первичных документов и регистров налогового учета)

Ø Контроль правильности налоговых расчетов, сроков отчетности и уплаты налогов (Исключение арифметических и счетных ошибок, применение налогового календаря для недопущения просрочки отчетности и уплаты налогов)

Ø Минимизации и оптимизации налогообложения (Анализ возможных форм сделок, договоров с учетом их налоговых последствий)

В практической действительности НМ реализуется посредством мер стратегического и тактического плана:

1. Мониторинг законодательных и нормативных правовых актов, оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий

2. Обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики

3. Разработка четной политики предприятия с учетом действующего законодательства и налоговых последствий ее реализации

4. Расчет налоговых обязательств при разработке конкретных схем и управлении денежными потоками

5. Оценка рисков по различным видам действий и налоговых обязательств при наступлении форс-мажорных обстоятельств

6. Прогноз эффективности применения оптимизирующих мероприятий

Оперативные мероприятия НМ

1. Еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов

2. Разработка графика исполнения налоговых обязательств с учетом установленного налогового календаря и контроль его исполнения

3. Регулярный анализ и оценка эффективности применения налоговых минимизирующих схем

4. Защита интересов в налоговых органах, в арбитражном суде

НМ налогоплательщика состоит из функциональных элементов:

Ø Налоговое планирование на предприятии

Ø Организация налогового производства

Ø Налоговое регулирование

Ø Внутрифирменный налоговый контроль

Налоговое производство – это законодательно установленный порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком-организацией, предусматривающий две стадии:

Исчисление налогов;

Уплата налогов

Процесс исчисления налога включает следующие этапы:

· Определение объекта налога

· Расчет налоговой базы

· Выбор налоговой ставки

· Расчет суммы налога

· Отражение налоговых обязательств в бухгалтерском и налоговом учете

· Формирование и представление налоговой декларации в налоговый орган в установленный срок

(знать 10 элементов налога)!!!будет тест

Порядок уплаты налога – это уплата суммы налога в полном объеме, в установленный срок, в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства РФ.

Конкретный порядок уплаты налога и сбора устанавливается законом применительно к каждому налогу и сбору.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент – система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов в принятии решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро- и микроуровне с целью оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями и повышения эффективности решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля. Субъекты налогового менеджмента – государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации). Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налоговый процесс на макро- и микроуровне. Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений, определение способов сокращения рисков. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко: как процесс принятия управленческого решения и как систему управления.

Функции субъекта налогового менеджмента : организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функции объекта налогового менеджмента : совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.

Задачи налогового менеджмента : обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; повышение эффективности мер налогового регулирования и контроля.

Организационные принципы налогового менеджмента : взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов; комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений; динамизм налогового управления; многовариантность подходов и управленческих решений; учет фактора риска при принятии решений.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента :

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

2. Налоговое прогнозирование и планирование. Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование – вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Налоговое прогнозирование – обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположения о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании : 1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент; 2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; 3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях.

Для составления прогнозов используютсядва подхода :генетический и нормативно-целевой . При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики, по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

Основная задача налогового планирования и прогнозирования – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Прогнозирование является первой стадией планирования. Утвержденный прогноз становится планом. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства. Налоговое планирование – основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств. Поэтому целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Виды налогового планирования :

– стратегическое – долгосрочное планирование достижения стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики;

тактическое (текущее или оперативное) – это планирование на уровне отдельно взятых налогоплательщиков.

Процессы налогового менеджмента :налоговое прогнозирование; стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики); налоговое бюджетирование, ориентированное на результат; рациональное использование полученных доходов на финансирование эффективных расходов.

Методы налогового планирования (прогнозирования) : балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей.

Таким образом, планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны, прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из хозяйственных функций государства. С другой стороны, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль. Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, деятельность людей по использованию регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различной эффективностью в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения налогов, получивших отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая слабо срабатывает на практике.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т. ч. путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Основные задачи налогового контроля : правильное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение регистров налоговой отчетности, деклараций, промежуточных расчетов налоговых платежей; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Виды налогового контроля :

а) по направленности :

внешний (налоговые службы осуществляют контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством);

внутренний (самоконтроль) (налоговые менеджеры следят за правильностью и своевременностью выполнения налоговых обязательств предприятиями с целью минимизации санкций за налоговые правонарушения);

б) по субъектам осуществления контроля :

государственный налоговый контроль государственное воздействие на хозяйствующие субъекты, обязывающие их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи;

корпоративный налоговый контроль – систематическая деятельность налогоплательщика по организации налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Принципы налогового контроля :

– соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;

– доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

– аналитичность и содержательность отчета по налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент. Государственный налоговый менеджмент – система управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование. Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Задачигосударственного налогового менеджмента :

– анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

– обеспечение оптимального равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ, рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

– разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

– принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

– принятие стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

– разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

– прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм).

Корпоративный налоговый менеджмент – система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне. Особенностями корпоративного налогового менеджмента являются: организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии; корпоративное налоговое планирование; корпоративное налоговое регулирование; корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управлением налоговыми платежами на большинстве предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже встречается внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

– более полно учесть изменения внешней среды;

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Критерием решения вопроса о необходимости организации корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.


Похожая информация.


Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организации. Зачастую, от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависят судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности стороны организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и тому подобное), что результаты четко организованного корпоративного налогового менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Эта значимость выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятии всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации.

Корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности на предприятии все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой.

Управление налогами охватывает ту часть финансов, которая относится к обязательным и безэквивалентным платежам. Возникают отношения по поводу организации налоговой системы и осуществления денежного потока в бюджеты разных уровней, которые можно рассматривать через призму бюджетных взаимоотношений. При этом можно выделить несколько субъектов финансовых отношений; разумеется, ключевую роль играют два из них - государство и налогоплательщики. Связано это с тем, что налоги являются преимущественно выражением отношений собственности, а экономические процессы государства не тождественны интересам налогоплательщиков.

С этих позиций необходимо различать управление налогами на государственном уровне и на уровне экономических субъектов. Однако здесь применима концепция налогового менеджмента как дифференцированного целого, то есть органического единения двух противодействующих видов налогового менеджмента. Иными словами, налоговый менеджмент в первую очередь может характеризоваться в организационном плане.

Корпоративный налоговый менеджмент - это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов.

В настоящее время корпоративный налоговый менеджмент ограничен целями и задачами государственной бюджетной и налоговой политики. Это выражается в правовом регламенте доходов и расходов организации, методов формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании на сырье и так далее.

В число общих функций управления, присущих любой социально-экономической системе, входят анализ, планирование, организация, учет, контроль и регулирование. Поэтому корпоративный налоговый менеджмент охватывает три взаимодействующие сферы:

1. организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

2. налоговое прогнозирование (планирование);

3. налоговое регулирование;

4. налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле - это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком - это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на предприятии ООО «Антей Плюс» занимается бухгалтерия. В ее обязанности входит:

Разработка и обоснование применения эффективного налогового режима;

Создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;

Разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета;

Осуществление корпоративного налогового планирования;

Осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения организации;

Своевременное и полное предоставление документации налоговым органам;

Осуществление налогового производства (своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам и тому подобное).

Государственный контроль положен в основу государственной налоговой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оптимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рамках разработки, как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том числе путем снижения налогов. Налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, но и оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организаций закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.

Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например, инвестирование средств, создание филиала, выход на новый рынок и тому подобное, должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента, как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль, неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

Общая цель налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. Достижение этой цели обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования (налоговый кредит, отсрочка от уплаты налога, рассрочка налогового платежа), а также синтезом их со всеми методами государственного регулирования экономики (ценообразование, тарифы, регулирование денежного обращения и другое).

В рамках реализации общей цели особое значение имеют налоговые льготы и налоговые санкции. Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и как следствие - эффективность налоговой политики.

Характерным является то, что методы налогового регулирования должны в обязательном порядке учитывать законодательные положения, определяющие различные аспекты налогового производства и ответственность за их нарушения. Кроме того, сюда включается широкий спектр методов косвенного воздействия на проведение субъектов налогообложения, стимулирующих принятие ими решений, полезных обществу (например, через применение упрощенной системы налогообложения).

Налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности исчисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов). Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Государственный контроль как элемент воздействия на хозяйствующие субъекты обязывает их правильно формировать налоговую базу и точно исчислять величину налогового обязательства. Контроль в ООО «Антей Плюс» призван обеспечивать достоверность учета налогооблагаемых объектов, уплачиваемых в бюджет налогов. А также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Корпоративный налоговый менеджмент - это составная часть управления финансами экономического субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование - необходимая составляющая финансово-экономической деятельности субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Основной целью налогоплательщика должно являться не противодействие фискальной системе государства, а собственно высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности.

В своей деятельности хозяйствующие субъекты, в том числе и ООО «Антей Плюс», всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль. А это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогообложения.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15% чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровня налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Налоговое бремя ООО «Антей Плюс» за 3 предшествующих года составляет в среднем 16% от чистого дохода организации. Так, в 2006 году оно составило - 16%; в 2007 году - 17%; в 2008 году - 16%, то есть удельный вес налогов в общей доле прибыли распределяется практически равномерно.

Государствен­ный и корпоративный налоговый менеджмент охватывают три вза­имодействующие сферы:

1) налоговое прогнозирование (планирование);

2) налоговое регулирование;

3) налоговый контроль.

Государственный налоговый менеджмент (ГНМ). Объектами ГНМ являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью примене­ния санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах.

Субъектами ГНМ выступают налоговые администрации всех уров­ней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обяза­тельств.

Государственный прогноз положен в основу нало­говой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оп­тимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Общая цель государственного налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. К методам налогового регулирования относятся налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.

Государственный контроль обязывает организации правильно формировать налоговую базу и точно рассчитывать налоги и сборы.

Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ) - это выработка и оцен­ка управленческих решений исходя из целевых установок организа­ции и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использо­вания всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рам­ках разработки как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том чис­ле путем снижения налогов.

Внутренний налоговый контроль - это первичный контроль, осуще­ствляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достовер­ности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление на­логовых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

11.2 Налоговое планирование на предприятиях

Последовательность налого­вого планирования состоит из восьми процедур.

1. Формиро­вание налогового поля . Определяются основные налоги, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, харак­теризующая налоговое поле, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (пара­метров):


Источник платежа (статья расходов);

Бухгалтерская проводка;

Налогооблагаемая база;

Ставка налога;

Сроки уплаты;

Пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

Реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;

Льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все пре­доставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использова­ния льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законода­тельства формируется система договорных отношений (договорное поле ).
В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется
планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа,
возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с
точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент
подготовки документов, т. е. еще до того как она будет заключена.

3.Подбираются типичные хозяйственные операции , которые пред­стоит выполнять предприятию.

4.Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, дого­ворных и хозяйственных наработок.

5.Выбираются наилучшие варианты , которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйствен­ных операций, который служит основой ведения финансового и налого­вого учета.

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуще­ствляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размеще­ние активов и прибыли предприятия.

8.Определяются альтернативные способы учетной политики орга­низации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Корпоративный налоговый менеджмент как совокупность общественно-экономических отношений, его отличительные признаки и структурные элементы. Общие и специальные методы корпоративного налогового менеджмента. Методы налогового регулирования и планирования.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Теоретические основы построения общей системы налогового менеджмента. Организация корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях. Анализ менджмента, разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2008

    Система налогового менеджмента на предприятии. Сущность метода графо-аналитической зависимости в налоговом менеджменте. Балансовый метод анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования финансового результата. Корпоративный налоговый менеджмент.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2010

    Понятие финансового менеджмента и его роль в системе управления предприятием. Функции процесса управления денежными потоками в системе управления организацией: планирование финансов, прогнозирование, организационная и контрольная функция, регулирование.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Воздействие налога на принятие предпринимательских решений. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития финансового менеджмента. Специфика налогового сегмента управления финансами субъектов хозяйств. Участники налогового планирования.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Система подходов, форм, методов и механизмов организации корпоративного налогового менеджмента, рекомендации по повышению эффективности налогового менеджмента. Деятельность налогоплательщиков по корпоративному налоговому планированию организации.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2008